Тазы.

С приходом современной цивилизации происходит активная ассимиляция людей разных культур.

Многие народности постепенно исчезают с лица земли. Редкие их представители пытаются сохранить и передать традиции и обычаи своего народа.

Благодаря им, история жизни коренного населения России раскрывает свои тайны – полезные и поучительные, не потерявшие своей актуальности до сих пор.
Тазы проживают в основном в Приморском крае. Народность эта образовалась в конце XIX века в результате смешения удэгейцев и нанайцев с маньчжурами и китайцами. Как ни парадоксально, предками тазов были преимущественно беглые ссыльные, политические заключенные или разбойники. Чтобы выжить в дикой тайге, они прибивались к стойбищам коренных народов. Кроме того, влились в этногенез тазов и китайцы. Они хитростью загоняли удэгейских и нанайских охотников в долговую зависимость. За долги забирали себе их жен и дочерей. Иногда китайские купцы продавали в рабство соплеменникам целые семьи аборигенов.




Когда-то у тазов был свой диалект, в 1880-х годах насчитывалось 1050 носителей языка тазов, однако на данный момент только пожилые тазы им владеют.
Главными хозяйственными занятиями тазов были охота и рыболовство. Охотники умело использовали природные ориентиры: течение рек, направление ветра, положение солнца, луны и созвездий. Охотились на изюбря, лося, кабана с помощью копья, ружья. На пушного зверя ставили ловушки, капканы. Рыбу, главным образом лососевых, били острогами, ловили на крючки и сетями. Популярен был ночной рыболовный промысел при свете факела. Запорами из тальниковых прутьев перегораживали мелкие реки или ручьи. К концу XIX века значительное распространение получило огородничество, а к середине XX века – земледелие

Тазы разводили свиней. Коров не доили и молоко не пили – держали на мясо. Быки сохранялись как тягловое животное. Занимались также птицеводством. Важное значение имело собирательство. Особенно женьшеневый промысел и сбор древесных грибов. Знахари верили, что корень женьшеня возвращает молодость. Пожилым людям рекомендовали ежедневно употреблять сырой корень, тщательно разжевывая маленький кусочек. О женьшене слагали легенды. Говорили, что с помощью богов его сможет найти человек, ведущий чистую, нравственную жизнь.

Помимо запасов грибов и ягод заготавливали морскую капусту, трепангов, раковины гребешков.

Традиционная одежда тазов соответствовала требованиям сурового климата края, географической среды и хозяйственной деятельности. Зимой она предохраняла от мороза, а летом – от дождя, солнца, кровососущих насекомых. Основным материалом для изготовления одежды служили шкуры животных и рыбья кожа. Аборигенов тазов называли «инородцы в рыбьих шкурах».

Тазы владели секретом долголетия и славились традициями целительства. Многие из них доживали до ста лет и более. Они считали главным фактором в сохранении хорошего самочувствия позитивный настрой. Заболеваниям предшествуют негативные мысли и эмоции – страх, гнев, испуг, стресс. Они ничего не знали о химических свойствах растений, но на основе познаний о местной флоре и фауне смогли разработать систему здорового питания. Употребляли злаки, корнеплоды, орехи, то есть растительную пищу, богатую питательными веществами. Из животной пищи предпочитали рыбу и моллюсков. В дальнейшем этот рацион был взят за основу питания и русскими переселенцами.
Тазы полагали, что человек обладает девяноста девятью поочередно умирающими душами.

Дошедшие до наших дней письменные источники хранят малоизвестные знания тазов о способах врачевания. Так, например, с помощью глины они вытягивали из организма шлаки и яды. Широко применялись методы акупунктуры. При помощи серебряных игл местные знахари избавляли соплеменников от головной и зубной боли. Народная медицина тазов призывала к соблюдению гигиены и умеренности во всем. Особенно тщательно ухаживали за волосами. Считалось, что волосы наделены магической силой и связаны с памятью и разумом. Видимо, здесь сказывается влияние китайской культуры.

В религиозных представлениях тазов сочетались буддизм, китайский культ предков и другие элементы китайской культуры.
 Тазы считали неотъемлемой частью в воспитании детей коллективный труд и личный пример. Девочек учили тому, что нужно было знать женщине и матери, мальчиков – тому, что должен был знать охотник, добытчик пропитания для своей семьи. Им были известны также и разнообразные игры: борьба на палках, бег наперегонки, игра в тряпичный мяч, шахматы, кости, карты, камни. Девочки играли в куклы, сделанные из початков кукурузы или вырезанные из бересты.

Соблюдались законы, направленные на гуманное отношение друг к другу и окружающей природе. «Опыт выживания в условиях тайги передавался в бесписьменном обществе коренных народов Приморского края устной традицией. Знание преданий, мифов, сказок, загадок, пословиц, поговорок и песен имело огромное значение. Рассказчики пользовались большим уважением сородичей. Наиболее распространенными мифами аборигенов края являются сюжеты о потопе, жарком периоде на земле, когда кипели даже камни, о трех и более солнцах, об охотнике – преобразователе окружающего мира, убившем лишние светила», – пишет С.В. Березницкий.

Тазы довольно рано стали применять вариоляцию (прививки от заболеваний). Несмотря на это, большая часть народности вымерла в начале XX века из-за частых эпидемий оспы, сифилиса, туберкулеза, чумы и холеры. Многие попали в алкогольную зависимость. Смертность в полтора раза превышала рождаемость. Лишь долгожители-старики своим иммунитетом могли противостоять напастям неизлечимых заболеваний.

С.В. Березницкий в своих исследованиях пишет: «В целом коренные народы Приморского края – удэгейцы, нанайцы, орочи и тазы, – проживая в сложных географических условиях и нередко находясь под сильным давлением соседних мощных иноэтнических цивилизаций, сумели не только выжить, но и частично сохранить свою культуру. Причем во многих аспектах их культура является уникальным компонентом нижнеамурского комплекса общемировой культуры. Некоторые способы промыслов, сбора лекарственных дикоросов, блюда национальной кухни, элементы орнамента и фольклора, древних верований и обрядов наблюдаются лишь в этом регионе мира. Все вышесказанное обязывает очень бережно относиться к носителям этой своеобразной, хрупкой и ранимой культуры».

Современные тазы компактно проживают в Приморском крае малочисленными этническими группами, в основном среди русского населения. Сегодня их осталось всего 274 человека. Несмотря на массовую ассимиляцию, тазы стараются воссоздать черты культурной специфики своей общности. Поощряют интерес к истории народа, его культуре и обычаям. 

Читайте еще ЭНЦЫ

Комментариев нет:

Отправить комментарий